Битва на Воже и Куликовская битва это тот период который по мнению Льва Гумилева сделал из разрозненных русских княжеств - общих русских.
Битва на Воже и Куликовская битва это тот период который по мнению Льва Гумилева сделал из разрозненных русских княжеств — общих русских.

В конце XIV-XV формируется так называемый топос «Святой Руси» — который для более адекватного настоящему назовем Китежем (идея справедливого общества). При чем основоположником его был наставник Дмитрия Донского — Сергей Радонежский.

В период раздробленности и постоянных междоусобных войн между русскими князьями помноженных на чужеземное нашествие, Русь находившаяся в зоне рискованного земледелия и без выхода к морским торговым путям как некий топос все же смогла сохранить свою культуру и традиции, оправиться от удара и вновь обустроить свою систему хозяйствования.

В значительной степени как бы не относиться к религии сегодня стоит признать позитивную роль монастырей того темного времени в деле сохранения и затем территориальной экспансии Руси:

  • В обителях как своеобразных оазисах в те времена хаоса не было грабежей и обирания люда.
  • Там существовал врачебный уход,
  • Там обучали грамотности (это характерно для всего средневековья в целом)
  • Там развивались ремесла и технологии (например там творили национальный гений Андрей Рублев из Андроникова монастыря или Дионисий из Ферапонтова монастыря)
  • Монастыри обеспечивали защиту. Там разрешались конфликтные ситуации. Ордынцы также не грабили их так как это запрещалось в Яссе по отношению ко всем религиозным центрам покоренных народов.
  • Происходила культурная жизнь в целом (в средневековья там приобщались к Богу, достигали согласия с самим собой и с Миром).
Памятник Сергею Радонежскому с традиционным для русских двоеперстием.
Памятник Сергею Радонежскому с традиционным для русских двоеперстием.

Если выделить кратко традицию Сергея Радонежского (который повторим оказал огромное влияние на культурную жизнь Руси хоть при этом по сути оставался всего лишь монахом и в чем то по своему мировозрению был схож с дзен-будизмом, даосизмом, суфизмом, учением католических отшельников Франциска Ассизского) то это такие параметры как:

  • Жизнь для ПЛЪЗЫ
  • Личный созидательный труд
  • Нестяжательство

Монастыри в это время стали неким сакральными форпостами организации русской жизни рассеянной на огромных просторах. В этот же период была основана Троице-Сергиева Лавра (Пересвет и Ослябля были выходцами из данного места). Практически все монастыри затем создавались по примеру данной лавры.

Как ни крути — но благодаря колонизации через монастыри к культурному и хозяйственному влиянию Руси были присоединены Крайний Север (знаменитый Соловецкий монастырь) и восток (Стефан Пермский — включил современные земли Перми в культурное влияние Руси).

Такое влияние монастырских центров на геополитическую экспансию России (культурное и хозяйственное освоение территорий) признают и зарубежные историки (в частности Джеймс Веллингтон — «Икона и Топор»).

Неразрывность слова и дела, практичность, служение миру и хозяйственность присутствовала в этой традиции («Тот кто молиться только устами, а умением небрежет, тот молится воздуху»)

Нестяжатели и Иосифляне

Территория русского государства периода двух великих правителей Ивана III и Василия III
Территория русского государства периода двух великих правителей Ивана III и Василия III

В момент образования Русского централизованного государства Ивана III в 1462 году — православие постепенно разделяется на 2 течения:

Нестяжатели — выступали за отказ от церковных богатств и хотели сосредоточения на духовном служении. Считали что ереси нет и любые преследования иноверческих недопустимы. В церкви нестяжатели видели деятельный способ жизни и за ними следует признать преемственность Сергея Радонежского.

Иосифлянство — стояли на позициях увеличения богатств церкви и увеличения её влияние в делах госуправления. Настаивали на церковных канонах и считали иных еретиками которых следует преследовать вплоть до смертной казни. Церковь понималась здесь во многом как институт власти (при этом высший). При этом в данной ветке вера отделялась от труда, а также разделялось общество на мирских людей и «духовных специалистов».

Победа осифлян над нестяжателями была вызвана геополитическим причинами того времени.

  • Европа открыла новые торговые пути и континенты что придало её колоссальный экономический и технологический импульс развития (потоки материальных и финансовых ресурсов создают идеальные условия для накопления капитала и подталкивают рост производства). Россия же от этих путей и земель ничего не получала, все больше скатывалась к экономической периферии и серьезно начинала отставать в развитии от Западной Европы.
  • Перед лицом экономического проигрыша — элита компенсировала неблагоприятные внешние обстоятельства (перефирию и холодный климат) через максимальное усиление власти (концентрацию в руках царя) которое нуждалось и в религиозном обоснования. В результате церковь стало инструментом политики и одновременно служанкой власти.

Третий Рим — пик иосифлянства

Пиком такой военно-мобилизационной экономики стала религиозная идея Третьего Рима (православие Ивана Грозного или «ядерное православие» Максима Калашникова).

Впервые вышедшая из под пера Филофея (1524 года — официально же началась использоваться только с 1589 года, спустя более чем 60 лет). Нужно сказать что она зашла в такие дебри, что была мало адекватна реальности и способствовала национальной катастрофе.

Москва в такой концепции оплот истинной веры — русские богоизбранный народ (аналогии с ортодоксальным иудаизмом), все остальные по данной концепции еретики или поганные. То есть кругом враги, а Русь это своеобразная крепость божия, где главный является не настоятель, а прямой начальник, смысл состоит не в налаживании богоугодной хозяйственной жизни, а в отстаивание «истинной веры» с мечом и огнем в руках.

Однако война за истинную веру и расширение по всему периметру границ споткнулась об слабую экономическую базу — в первую очередь это показал проигрыш в ливонской войне (не было ни колоний, ни благодатной почвы, ни даже населения, Русь во времени Ивана Грозного была чуть больше население тогдашней средневековой Англии, и существенно уступало в те времена таким странам как Австрия или Франция, мы даже уступали тогда ближайшему соседу Речи Посполитой).

Примерная карта территорий русского царства в период окончания правления Ивана Грозного (1584)  границы государства расширены за счет Казанского и Астраханского царств, Ногайской Орды по Волге (теперь вся Волга Русская река) - Ливонская территория выделена фиолетовым цветом, на востоке - 1582 году уже был взят Кашлык (Искер) столица Сибирского ханства и начато продвижение казаков в Сибирь правда вопреки воли Ивана Грозного.
Примерная карта территорий русского царства в период окончания правления Ивана Грозного (1584) границы государства расширены за счет Казанского и Астраханского царств, Ногайской Орды по Волге (теперь вся Волга Русская река) — Ливонская территория выделена фиолетовым цветом, на востоке — 1582 году уже был взят Кашлык (Искер) столица Сибирского ханства и начато продвижение казаков в Сибирь правда вопреки воли Ивана Грозного.

Парадоксом тем не менее можно назвать то что не было у тогдашних правителей (Ивана Грозного в частности) адекватного альтернативного выбора (либо геополитическая борьба за включение в мировые экономические потоки — хотя бы за балтийское море, или отставание и затем порабощение Европой).

Битву в ливонской войне воюя против всей Европы мы проиграли (Ливонский орден, Речи Посполитая, Швеция, Венгрия) и даже сами потеряли сознание из-за перенапряжение сил (смутное время), но вместе с этим заставили перегрузится и всех других участников и конкурентов (с мистической закономерностью все эти страны после той войны также начинают терять свое значение).

Преображение и возрождение после смуты традиций Китежа

Народный трибун Минин и военачальник Пожарский, также архимандрит троицко-сергиево монастыря Дионисий собрали страну снизу из отдельных городов, посадов, монастырей и сел. В значительной степени в этом движении виделся Китеж и наследие традиций времен Сергея Радонежского в том числе в культурно-хозяйственной жизни.

Именно в этот период возрождается традиционная русская вера-традиция которая весьма была схожа с пуританами нового света:

  • Вместо установившейся церковной иерархии они использовали местное общинное управления.
  • Обряды церкви они заменяли на своеобразный аскетизм и труд.
  • Через требования усердного производящего труда как доказательство того что ты принадлежишь к избранникам Бога — стимулировали экономическую предприимчивость.
  • Старообрядцы как и пуритане сыграли также решающую роль в освоении ранее не заселенных огромных пространств.
  • Старообрядцы в конце концов стали тем кто стал тем фундаментом который и сформировал национальный капитал Российской империи (тратя при этом огромные деньги на развитие науки, культуры, образования)

У этих парней был привлекательный и позитивный идеал близкий к восприятию для большинства русских. Нет сомнения что пойдя по данному пути после смуты у нас была бы более гармоничная и развитая страна.

Новая власть и религиозный раскол против Китежа подкосивший русских

Среди правителей Романовых лишь Петра I, Павла I и Александра III можно назвать достойными царями. При этом во времена Петра Великого послднему уже было не до религиозных разборок.

Венчания на царство Михаила Романова.
Венчания на царство Михаила Романова.

Парадокс русской истории в том что новый Китеж оказался не нужным тогдашней власти.

Если на первых парах государство ещё считалась с обществом, то позднее укрепившись это чуждая власть весь 17 век пыталась уничтожать своего самого явного врага — традиционную русскую веру — китеж-традицию, способную поменять историю, отправив в небытие любую власть.

Поясним что сам выбор новой династии был неудачным (роль Дмитрия Пожарского — потомка основателя Москвы и спасшего страну была гораздо более приемлемой для логики событий).

Вместо этого претендентом на трон был объявлен юноша (Михаил Романов) который даже не хотел царствовать, но всех устраивал, при этом его отец патриарх Филарет:

  • Получил этот высший церковный сан от Лжедмитрия I
  • Затем окрамлял на царство уже Лжедмитрия II (или «Тушинского вора»)
  • Определенное время был послом у польского короля и не возражал чтобы его сын Сигизмунд III был избран русским царем приняв православие.

До самой своей смерти был соправителем царя и также именовался государем.

Уже при втором царе — Алексее Михайловиче Тишайшем — развернулась дальнейшая деятельность по огосударствлению церкви. На этот раз патриарх Никон (который как и его предшественник мнил себя теократом) предвкушая по его мнению конец света, приступает к реформам церкви по греческому образцу (образцу царства которое давным давно погибло) и начинает переиначивать все традиционные веками устоявшиеся русские обряды (по сути выступая против наследников всех святоотеческих русских традиций) на мертвый лад (неэффективной системы которая сама до этого погибла, к тому же перед своей смертью заключившая унию с подчиненным состоянием Риму).

Патриарх Никон - самый неудачный церковный деятель России расколовший русский народ, провел жесткую войну-реформу перехода от национальной церкви к казенной. Человек высокого самомнения глупо также лишившийся и своей власти демонстративно отрекшийся от своего сана пока его не попросят вернуться, но никто его не попросил и вместо этого был организован церковный суд который официально сложил с него все полномочия. Однако свое темное дело он все таки сделал.
Патриарх Никон — самый неудачный церковный деятель России расколовший русский народ, провел жесткую войну-реформу перехода от национальной церкви к казенной. Человек высокого самомнения глупо также лишившийся и своей власти демонстративно отрекшийся от своего сана пока его не попросят вернуться, но никто его не попросил и вместо этого был организован церковный суд который официально сложил с него все полномочия. Однако свое темное дело он все таки сделал.

Проблема усугублялась ещё и тем что за время правления Ивана Грозного народ уже привык жить с мыслью что только у нас «истинная вера» по всем канонам, а Никон эти каноны нарушал — в частности:

  • Со времен Сергея Радонежского и во времена Ивана Грозного все крестились двоеперстием (указательным и средним пальцами что символизировало божественную и человеческую природу Христа). Никон же насаждал идею креститься троеперстием как греки которые к тому времени пр-и свое собственное царство (никто за века христианства до этого на Руси до этого не крестился, мало того во времени Ивана Грозного это считалось ересью и представителям такого крещения была объявлена анафема «стоглавым собором»).
  • Русские всегда ходили «посолонь«, греки же крестный ход делали против Солнца. Это также решили исправить вопреки отечественной древности и привести русское православие так сказать «к единому стандарту».
  • На всех древних иконах Руси — все святые и сюжеты изображены с двоеперстием (символизирующих человеческую и божественную природу Христа — он пришел к нам человеком, а ушёл Богом). Никон же изымал их и переделывал на троеперстие (Протопоп Авакум называл такое троеперстие «кукишом бесовским»)
  • Началось исправление и церковных книг и их перевыпуск где приоритет отдается греческим уставам, а не русским (к XVI веку было уже огромное количество расхождений и просто недосмотрами между греческими и русскими писаниями, переводчики подчас плохо знали либо греческий, либо наоборот русский язык — как например богослов Максим Грек, на Афоне тогда даже сожгли несколько русских печатных книг которые по мнению греков содержали множество еретических мнений). Все старые книги изымались. Напомним что во времена Ивана Грозного именно русские считались учителями греков, а не наоборот, Никон же перевернул все это с точностью наоборот нанеся непоправимый удар государству и народу страны, вызвав непонимание и справедливое возмущения и несогласие многих.

Итог ужасной реформы

Живой и радостной до этого вере русских или хотя бы орденскому военно-мобилизационному православию Ивана Грозного (ядерному православию по Максиму Калашникову) — была противопоставлена смесь из ожидания и подготовки к концу света, подчинению греческой системы которая сама до этого показала свою неэффективность и давно исчезла из истории.

Самое страшное то что никогда не было до этого на Руси — за веру начали преследовать и казнить людей. Это была освещенная война романовых против собственного народа.

Огнем и железом власть боролось против ревнителей древнего русского благочестия. Но как бы не боролось за 400 лет не смогло победить это невероятно сильную духовную национальную идею.
Огнем и железом власть боролось против ревнителей древнего русского благочестия. Но как бы не боролось за 400 лет не смогло победить это невероятно сильную духовную национальную идею.

Произошло немыслимое — 8 лет правительственные войска осаждали оплот русской веры — Соловецкий монастырь, после предательства ворвавшись в крепость всех монахов подвергли жесточайшим пыткам, затем физическому уничтожению, заживо был сожжен величайший из русских, подлинный национальный герой и духовный наставник староверов — Протопоп Авакум, а также сотни его последователей.

Окончательно произошло отделение власти и народа друг от друга, при этом Россия лишилась самой лучшей, энергичной и честной своей части (от 1/5 не признали нововведений и так как власть их преследовала отправились осваивать практически необжитый север и восток создавая свой параллельный мир, свободный от навязанного «града земного»).

—————————————————————————————

Закалка истинно русской веры

При этом как бы староверов — ревнителей древнего благочестия (православия славянской основы) не преследовали, не выжигали, не чинили им всевозможные препятствия стоит отметить что они сохранили:

  1. Чистоту
  2. Трезвость
  3. Грамотность
  4. Крайне высокую степень духовной стойкости позволяющую им преодолевать все препятствия
  5. Свою мораль и восприятие мира.
Протопоп Авакум - духовный лидер ревнителей древнего русского благочестия. Один из величайших русских в истории. Национальный герой.
Протопоп Авакум — духовный лидер ревнителей древнего русского благочестия. Один из величайших русских в истории. Национальный герой.

То как многие в том числе представители очень богатых и знатных родов отказывались признавать греческое учение, стоя за вековую отечественную мудрость даже под пытками и смертью просто поражает и восхищает. Это действительно огромный духовный и моральный пример для всей страны.

—————————————————————————————

Остальной России оставшийся под нововведениями новой романовской власти — в большинстве своем досталось подневольное состояниегрязь, невежество, пьянство. И власть не хотела это в дальнейшем менять.

=========================================================

Как финал такого вырождения религии были в конце взорванные и разграбленные храмы при большевиках. В этом плане нельзя все сваливать на коммунистов, были объективные исторические предпосылки для такого развития ситуации.

Староверы — эффективные предприниматели?

Староверы никогда не признавали себя раскольниками, напротив они считали себя продолжателями старорусских вековых традиций, опыта предков и считают отступничеством как раз уход от русских национальных традиций. Все они считали что грекам нечем нас учить.  При этом они смогли выжить и пройти свой путь почти через 3 века гонений.
Староверы никогда не признавали себя раскольниками, напротив они считали себя продолжателями старорусских вековых традиций, опыта предков и считают отступничеством как раз уход от русских национальных традиций. Все они считали что грекам нечем нас учить. При этом они смогли выжить и пройти свой путь почти через 3 века гонений.

Есть точка зрения Макса Вебера о прямой связи развития и эффективности капитализма и протестантизма. В определенной степени её можно применить к старообрядчеству.

Фундаментом формирования национального капитала Российской империи эпохи промышленной революции конца 19-начала 20 века в значительной степени были как раз староверы (представители династий Морозовых, Рябушинских, Кузнецовых, Рахмановых и т.д).

Если брать сегодняшнее время — то самым ярким представителем можно наверное назвать миллиардера Германа Стрелингова который казалось бы совмещает несовместимые вещи.

Также если смотреть на староверов возвратившихся из зарубежья целыми колониями (например из Латинской Америки в Приморье) — то поражаешься эффективному налаживанию хозяйства на новых местах.

При этом отметим что даже сегодня это достаточно закрытые группы живущие своей жизнью. Течений их огромное разнообразие, но все они опираются на русский топос.

Резюме

Не так давно высшее государственное лицо страны впервые после почти 3,5 веков царских, затем советских гонений официально посетило одного из глав русской старообрядческой церкви на мероприятии "Сила духа и верность традиции".
Не так давно высшее государственное лицо страны впервые после почти 3,5 веков царских, затем советских гонений официально посетило одного из глав русской старообрядческой церкви на мероприятии «Сила духа и верность традиции».

Мир движется только вперед и в то же время по спирали, правда это спираль раскручивается все дальше и дальше. Времена накладываются друг на друга (как чешуйки), прошлое пересекается с настоящим, при этом это всегда будет новая история.

Мы не можем сейчас обратно перекрестить всех в изначальную версию национального православия времен Сергея Радонежского (Китеж-традицию) в эпоху дониконовских реформ (хотя это было бы сверхэффективно для страны и нового возрожденного народа), но можем взять те направления идей, образов, героических поступков, жизненных качеств ревнителей древнего русского благочестия, для формирования уже следующего этапа развития общества.