Великий шелковоый путь и ещё более древний путь дороги специй это два самостоятельных торговых маршрута связывающие Восток и Запад и способствовавших международной торговле, благосостоянию стран и развитию цивилизаций в целом.

Великий шелковый путь

Завоевание Александра Македонского и эллинистический мир впервые позволили установить торговые контакты между Китаем и Западом.

Во 2 веке до н.э испытвая необходимость в быстроногих и выносливых лошадях для создания собственной конницы которой в Китае не было (кочевники с севера своих лошадей не продавали) советник китайского императора — Чжан Цяню впервые установил дипотношения с эллинистическими государствами в Азии.

Узнав что на Западе нет своего шелкопрядного производства (это и предмет роскоши и средство для борьбы с паразитами в сельском хозяйстве) он предложил установить взаимовыгодную торговлю.

С 121 год до н.э — установился этот торговый маршрут на верблюжих караванов, который затем удлинялся (товары/технологии переходили через десяток сменяемых владельцев)

Маршрут существовал и во время эллистического мира в Азии и во времена завоевания/господства римлянами восточного средиземноморья.

Смещение маршрута
Ещё во время византийско-персидских войн — караваны временно шли в обход персидской державы через север Каспия.

С момента же арабских завоеваний — маршрут был перерезан и лишь с 8-10 века с уже новыми операторами — посредниками начинает периодически функционировать, на этот раз через реки восточно-европейской равнины. В нем в той или иной степени отметились Хазары и Скандинавы-Варяги, а также Волжская Булгария.

Полноценно его возрождение можно связать с монгольской империей в пределах которой оказалась почти вся сухопутная часть торгового пути, но на западе основным контрагентом на этот раз были уже не визайнтийцы, а венецианцы и генуэзцы которые держали свои фактории по берегам Черного моря.

Окончательный упадок

С момента дробления империи монголов и появление новых сухопутых акторов в средней и передней Азии (турков и державы Тамерлана), увеличения войн, сухопутные пути вновь стали опасны и не выгодны.

Путь дороги специй

В древности и в средние века специи очень ценились - потому что люди в основном питались хлебом, хлебом, хлебом, изредко мясом и овощами и такое разнообразие было очень кстате.
В древности и в средние века специи очень ценились — потому что люди в основном питались хлебом, хлебом, хлебом, изредко мясом и овощами и такое разнообразие было очень кстате.

Это отдельный маршрут который издревле связывал средиземноморские страны с Восточной Африкой, Индией и так называемыми Островами пряностей (о. Ява, о. Суматра и др — современной Индонезией).

Синим показаны морские пути дороги специй в Европу от Индии, Восточной Африки и островов пряностей.
Синим показаны морские пути дороги специй в Европу от Индии, Восточной Африки и островов пряностей.

Морским путем они шли до портов Красного и Аравийского морей далее уже верблюжими караванами до Средиземного моря.

Путь дороги специй был гораздо более древним маршрутом существовашим и во времена Фараонов и во времена расцвета Персидской империи Дария I.

Основными товарами были собственно специи (корица, имбирь, перец), а также слоновая кость, красное и черное дерево, золото, серебро, щёлк и драгоценные камни.

В период арабского халифата присвоенный маршрут дороги специй вынудил европейцев искать самостоятельные морские пути на восток, которые привели к великим географическим открытиям.

Возрождение новых маршрутов

Найденный альтернативный морской путь в Восточную Африку и Индию
Найденный альтернативный морской путь в Восточную Африку и Индию

Васко де Гама нашел альтернативный путь в Индию, что затем способствовало португальской колониальной империи-факториям, спустя век и другим европейским государствам. И собственно до XXI века мир осуществлял торговлю через новые океанские пути.

Железные дороги — по своему изменили планету, но они никогда не достигали даже 500 тем более не 1000 км/ч.

Сейчас когда информация перемещаются за секунды, деньги за минуты. а вот скорость транспортных пассажирских и товарных модулей оставяет желать. лучшего. Развитие гиперпетель (надземных и подводных) с невероятной для железных дорог скоростью от 1000 км/ч проложит новые торговые маршруты с Россией во главе.

Сначала по всей России, затем по всему миру как аналог новых "римских дорог" XXI века.
Сначала по всей России, затем по всему миру как аналог новых «римских дорог» XXI века.

Статья с дзен

В древности и в средние века специи очень ценились - потому что люди в основном питались хлебом, хлебом, хлебом, изредко мясом и овощами и такое разнообразие было очень кстате.